Живопись по сырой или сухой штукатурке как возрождение древнего искусства

Заходя в старые храмы или просматривая фильмы о Египте, Италии или Испании, мы невольно задерживаем взгляд на искусно выполненных фресках. Когда-то искусство настенной росписи было распространено повсеместно, фрески можно найти в Германии, Франции, а на Руси это направление искусства возникло задолго до того, как здания начали строить из камня (вспомните расписные печи). Надолго забытая, сегодня живопись по сырой и сухой штукатурке снова ожила, и с ее помощью ваш дом может стать предметом зависти обитателей Ватиканского дворца.

Содержание
  1. Живопись на штукатурке – секреты мастерства
  2. Роспись по штукатурке как она есть
  3. Живопись по сырой штукатурке и ее альтернатива

Живопись на штукатурке – секреты мастерства

Многие в недоумении пожмут плечами: «Зачем мне знать какие-то там секреты росписи по штукатурке, если для этого есть профессиональные художники?». Так-то оно так, но вот представьте себе, что мастер покрыл ваши стены великолепными узорами и рисунками, получил плату за работу и откланялся, а вы остались любоваться результатом его работы. Но проходит год, и вся фреска в вашем доме растрескивается, а местами и осыпается, причем мастер уверяет, что подобный вид отделки стен недолговечен. И только потом вы узнаете, что стены должны были быть подготовлены особым образом еще даже до нанесения штукатурки. Обидно было бы, не правда ли?

Именно поэтому вам следует знать, что если вы намереваетесь украсить свой дом фресками, перед нанесением штукатурки поверхность стен нужно максимально исковеркать всевозможными выбоинами и довольно глубокими пазами. Но это только начало подготовки к росписи по декоративной штукатурке. Далее, после предварительного увлажнения, наносится штукатурка, представляющая собой грубый известковый раствор, одним из компонентов которого должен быть крупный песок или же измельченные в крошку черепки. Также в смесь кладется битый в мелкую крошку кирпич и очень мелко нарубленная солома. Все это укладывается на стену слоем от 2 сантиметров и более (максимально допустимая толщина слоя для выравнивания кривизны стен – 5 сантиметров) без затирки, чтобы поверхность оставалась грубой и неровной. Максимум, что допустимо, – это покатать по слою штукатурки бутылкой или побить деревянным бруском для некоторого уплотнения и лучшей сцепки со стеной, а потом нанести диаметральные царапины для лучшей притирки следующего слоя (стена должна получиться «в косую клеточку»).

Итак, первый слой штукатурки нанесен. «Как, только первый, не слишком ли много штукатурки?» – спросит кто-то. Даже мало, поскольку всего может быть до семи слоев штукатурки, каждый из последующих наносится не раньше, чем полностью высохнет предыдущий. Новые слои становятся все тоньше, а зернистость компонентов, соответственно, уменьшается. Последний слой, толщиной всего до 3-х миллиметров, содержит в себе мельчайший кварцевый песок, и уж конечно в нем не найдется осколков кирпича и соломы. Причем наносится последний слой небольшими участками, ровно такими, какую площадь может охватить мастер во время росписи по сырой штукатурке до полного ее высыхания, то есть максимум за 5, а в идеале за 3 часа. По истечении этого времени поверхность штукатурки схватится кристаллической кальциевой корочкой и краска перестанет не то что впитываться, но и наноситься.

Роспись по штукатурке как она есть

Если раньше художники действовали в спешке, вследствие крайне быстрого высыхания штукатурки (в среднем у живописца было 10 минут, чтобы покрыть рисунком подготовленный участок), то сегодня в живописи по сырой штукатурке допустима неспешность и вдумчивость. В частности, теперь нет необходимости покрывать стену узором «на глазок», поскольку можно спокойно подготовить рисунок на бумаге и перенести его на поверхность стены. Как? Всего лишь разрезав рисунок на отдельные фрагменты, равные по размерам подготавливаемым участкам для одного сеанса живописи, и перенося контуры изображения на свежую штукатурку с помощью иглы или острого карандаша методом выдавливания. Иногда используется способ перевода рисунка на стену с помощью техники припорашивания (прокалывая иглой дырочки в рисунке и оставляя таким образом следы на штукатурке). Чтобы основа для рисунка была идеально белой, можно нанести на чистовой грунт для живописи на штукатурке разбавленный известковый раствор.

Когда контур рисунка нанесен на чистовой участок, художник начинает работать мягкими кистями, легко нажимая на ворс, чтобы не смазать слой штукатурки толщиной в пару миллиметров. Если мазки наносятся спустя рукава, есть вероятность, что часть извести будет поднята с чистового слоя и смешается с краской, которая после высыхания окажется белесоватой. Недопустим и толстый слой краски, поскольку она не будет впитываться в штукатурку и впоследствии, после высыхания, растрескается и осыплется. Поэтому запоминайте все нюансы и тщательно контролируйте процесс работы художника, стоя рядом с очень глубокомысленным видом – пусть не расслабляется.

Живопись по сырой штукатурке и ее альтернатива

Техника росписи по сырой штукатурке весьма своеобразна. Вначале накладываются только светлые краски, там где они предусмотрены рисунком, затем средние тона, и в конце темные краски. Потом мастер начинает работать в обратном порядке, прокрашивая сначала темные тона, затем средние и в конце светлые. Зачем все так сложно? Просто по мере продвижения от светлого к темному, художник дает время светлым краскам впитаться в штукатурку, а затем, при обратном движении от темного к светлому смотрит, где светлые тона оказались слишком блеклыми, и подкрашивает нужные участки. Кроме того, второй этап работы позволяет наложить на подсохшие светлые участки, где это необходимо, более темные тона. Есть сведения, что когда-то художники, занимающиеся росписью стен, для увеличения четкости цветов под синие краски накладывали на грунт серую охру (рефть), а под все остальные – желтую. Иногда, когда нужно какие-то участки выполнить более бледными цветами, например, для передачи перспективы на картине или для изображения тумана, в краски добавляются известковые белила. Впрочем, в небольших количествах известь в красках для росписи стен содержится всегда, чтобы хорошо закреплялись.

Когда мастер заканчивает роспись по декоративной штукатурке, уже изрядно подсохшей, незаполненные участки чистового грунта аккуратно срезаются с предыдущего слоя наискось наружу. При следующем этапе росписи новый участок чистового слоя накладывают вплотную так, чтобы швов не было видно. Живопись на штукатурке требует внимательности, поскольку переделать участок фрески невозможно, можно либо внести небольшие исправления, либо начать все заново.

Совсем другая технология – живопись по сухой штукатурке, это довольно редко используемая техника старых мастеров «а секко», что, собственно, и означает «по сухому». Довольно неплохая альтернатива, поскольку чистовой слой можно накладывать сразу на всю стену и лишь увлажнять его на тех участках, где предстоит выполнить роспись. Только вот раствор должен быть особым – известковое тесто с десятипроцентным водным раствором казеинового клея. Жидкий состав, похожий на молоко (пить не рекомендуется) трижды наносится на штукатурку, причем следующий слой начинают наносить не раньше, чем не подсохнет предыдущий. Краски для живописи по сухой штукатурке могут использоваться любые – масляные, клеевые, но лучше всего применять темперу.

Великие мастера прошлого использовали темперу собственного приготовления, и многие секреты сегодня утеряны. Да и нужны ли вам они – ведь и без того существует столько вариантов росписи по штукатурке. Выбирайте любой, и пусть ваш дом станет подлинным произведением искусства.

Видео росписи по сырой штукатурке
Видео примеры живописи на штукатурке
Фото живописи на венецианской штукатурке, allinonepainters.com
Фото живописи на венецианской штукатурке, allinonepainters.com